2236
2
В начале XIX в. наш великий писатель и историк Николай Михайлович Карамзин обнаружил эти записи в древлехранилище Троице-Сергиева монастыря. Прочитал и был поражен: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… В то время, как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара…»
Благодаря Карамзину имя Афанасия Никитина стало известно всему миру. «Хожение за три моря» – документ во многом запутанный странный, полный загадок. Попытаемся их разгадать…
Итак, в самом начале путешествия происходит вот что:
И судно наше большое тут пограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море
(Да, тогда выражались культурнее, чем сейчас.)
И затем:
И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят.
Весьма изящно Никитин обходит вопрос, находится ли он в категории "должников", но, во всяком случае, он начинает идти по маршруту "куда глаза глядят".
Дальше еще удивительней : ограбленный "должник" с "голой головой" идет в Персию, легко перемещается из города в город и на что-то там живет и, как увидим дальше, не бедствует.
То ли он владеет каким-то ремеслом, то ли все-таки приторговывает, то ли ограблен все-таки не до нитки.
И, пока мы гадаем, на что же столуется наш соотечественник и чем оплачивает койко-место в караван-сарае, он вдруг сообщает нам следующую подробность:
И я, грешный, привез жеребца в Индийскую землю, и дошел с ним до Джуннара, с божьей помощью, здоровым, и стал он мне во сто рублей.
Откуда-то у ограбленного взялись сто рублей ... Дальше не моргнув глазом он жалуется, что извел на жеребца за год 68 футунов (золотых монет), прежде чем перепродал его.
(Совсем неплохо "нищенствует" ограбленный купец, с размахом.)
Далее он наконец-то сообщает, где и за сколько останавливается, подробно информируя о прейскуранте на весьма широкий спектр услуг:
В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. (Если имеешь с ней тесную связь, давай два жителя, если не имеешь тесной связи, даешь один житель. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром); а любят белых людей.
А вот еще один пассаж, где наш путешественник бесстрастно регистрирует особенности туземных нравов:
А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят к приезжим чужестранцам да спят с ними, и дают они чужестранцам деньги на содержание, да приносят с собой кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят купцов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, потому что люди их страны очень черны. А зачнет жена от купца дитя, то купцу деньги на содержание муж дает. А родится дитя белое, тогда купцу платят триста тенек, а черное дитя родится, тогда купцу ничего не платят, а что пил да ел, то (даром по их обычаю).
(Теперь понятно, откуда столько светлокожих актеров в Болливуде.)
Хотя Афанасий Никитин деликатно умалчивает, какое отношение все эти обычаи имеют непосредственно к нему, все же обилие подобных деталей наводит на размышление, что "бледнолицый" путешественник пользовался-таки успехом у чернооких красавиц. Родина кама-сутры, никуда не деться...
А все-таки интересная традиция, как ни крути. Ни тебе ни ревности, ни чувства собственности, а лишь горячее обоюдное желание индийских супругов внести посильные изменения в генофонд нации...
С любовью разобрались, вернемся теперь к деньгам.
Кроме коня, на какие еще товары обращает внимание купец в Персии и "Ындее" (так в тексте), этих странах сказочного изобилия? И вот тут самое странное:
Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево.
Дальше он сообщает и о других товарах - шелка, сандал, "скатный" жемчуг, красители, драгоценные камни и даже китайский фарфор - и все это опять сопровождается жалобами, "что для нашей земли нет ничего"!
Вот это-то и есть самое загадочное в "Хождении". Тверской купец ищет нечто конкретное, но что?
Не очень ясно, почему пряности, шелка, красители, эти средневековые "хиты продаж", не годятся для русской земли? Какого такого товара "нет" в Индии, где, как в Греции, "все есть"?
Существует интересная версия, что этот загадочный "товар", которого так жаждут на Руси, не что иное, как алмазы Голконды. Он упоминает о них вскользь, сообщая расценки, но по обыкновению умалчивая, купил ли он эти алмазы...
Ну а для чего они - вопрос ясен. Для того, чтобы выгодно перепродать и выручить побольше денег, ведь как раз именно в это время Тверь и Москва соперничают между собой за роль главного города, и бриллианты были бы весьма кстати.
Итак, в самом начале путешествия происходит вот что:
И судно наше большое тут пограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море
(Да, тогда выражались культурнее, чем сейчас.)
И затем:
И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят.
Весьма изящно Никитин обходит вопрос, находится ли он в категории "должников", но, во всяком случае, он начинает идти по маршруту "куда глаза глядят".
Дальше еще удивительней : ограбленный "должник" с "голой головой" идет в Персию, легко перемещается из города в город и на что-то там живет и, как увидим дальше, не бедствует.
То ли он владеет каким-то ремеслом, то ли все-таки приторговывает, то ли ограблен все-таки не до нитки.
И, пока мы гадаем, на что же столуется наш соотечественник и чем оплачивает койко-место в караван-сарае, он вдруг сообщает нам следующую подробность:
И я, грешный, привез жеребца в Индийскую землю, и дошел с ним до Джуннара, с божьей помощью, здоровым, и стал он мне во сто рублей.
Откуда-то у ограбленного взялись сто рублей ... Дальше не моргнув глазом он жалуется, что извел на жеребца за год 68 футунов (золотых монет), прежде чем перепродал его.
(Совсем неплохо "нищенствует" ограбленный купец, с размахом.)
Далее он наконец-то сообщает, где и за сколько останавливается, подробно информируя о прейскуранте на весьма широкий спектр услуг:
В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. (Если имеешь с ней тесную связь, давай два жителя, если не имеешь тесной связи, даешь один житель. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром); а любят белых людей.
А вот еще один пассаж, где наш путешественник бесстрастно регистрирует особенности туземных нравов:
А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят к приезжим чужестранцам да спят с ними, и дают они чужестранцам деньги на содержание, да приносят с собой кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят купцов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, потому что люди их страны очень черны. А зачнет жена от купца дитя, то купцу деньги на содержание муж дает. А родится дитя белое, тогда купцу платят триста тенек, а черное дитя родится, тогда купцу ничего не платят, а что пил да ел, то (даром по их обычаю).
(Теперь понятно, откуда столько светлокожих актеров в Болливуде.)
Хотя Афанасий Никитин деликатно умалчивает, какое отношение все эти обычаи имеют непосредственно к нему, все же обилие подобных деталей наводит на размышление, что "бледнолицый" путешественник пользовался-таки успехом у чернооких красавиц. Родина кама-сутры, никуда не деться...
А все-таки интересная традиция, как ни крути. Ни тебе ни ревности, ни чувства собственности, а лишь горячее обоюдное желание индийских супругов внести посильные изменения в генофонд нации...
С любовью разобрались, вернемся теперь к деньгам.
Кроме коня, на какие еще товары обращает внимание купец в Персии и "Ындее" (так в тексте), этих странах сказочного изобилия? И вот тут самое странное:
Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево.
Дальше он сообщает и о других товарах - шелка, сандал, "скатный" жемчуг, красители, драгоценные камни и даже китайский фарфор - и все это опять сопровождается жалобами, "что для нашей земли нет ничего"!
Вот это-то и есть самое загадочное в "Хождении". Тверской купец ищет нечто конкретное, но что?
Не очень ясно, почему пряности, шелка, красители, эти средневековые "хиты продаж", не годятся для русской земли? Какого такого товара "нет" в Индии, где, как в Греции, "все есть"?
Существует интересная версия, что этот загадочный "товар", которого так жаждут на Руси, не что иное, как алмазы Голконды. Он упоминает о них вскользь, сообщая расценки, но по обыкновению умалчивая, купил ли он эти алмазы...
Ну а для чего они - вопрос ясен. Для того, чтобы выгодно перепродать и выручить побольше денег, ведь как раз именно в это время Тверь и Москва соперничают между собой за роль главного города, и бриллианты были бы весьма кстати.
Источник:
Ссылки по теме:
- Пьяная женщина избила флориста из-за плохого букета, который подарил ей муж
- С юмором о даче
- Китайский геймер собрал "пушку" для полного погружения в игру
- «Он здесь!»: на видео попала бесценная реакция пса на появление старого друга
- Птица села на голову журналистке, которая вела прямой эфир возле Белого дома
Новости партнёров
реклама
"стал первым европейцем достигшим Индии"
"любят купцов, людей белых"
Хм... таки, похоже, что не первым он был;)